Главная » Статьи » Мои статьи

Блокчейн, биткоин - это торрент Информационного общества? Часть 1


ЧАСТЬ 1

Посвящено 200-летию со дня рождения Карла Маркса

------------

 

Блокчейн, биткоин - это торрент Информационного общества?

«Дурная форма» материально-знаковых отношений от «торрента». Информонимика

 

 

В статье «Типологический фетишизм доминирующих объектов», «ЭФГ» № 5/2018, утверждается [1]:

- «… стоимость как подкатегория более общей категории общественного воспроизводства «ценность» у «экономистов» и у К. Маркса связана с «рабочим временем», а само производство – с воспроизводством «вещей». Однако, как ранее было показано, и «рабочее время» как измеритель стоимости, и «вещь» (и товар) как базовый объект воспроизводства есть всего лишь подкатегории времени жизнедеятельности и базового объекта воспроизводства. Поэтому, в частности, «специфические особенности… а в дальнейшем развитии – формы денег, формы капитала и т.д.» как ценности в дальнейшем могут обрести и обретают совсем не «буржуазные» метаморфозы и «дальнейшее развитие». Уже сегодня в массовом обороте можно обнаружить такие интеллектуальные кульбиты, как «электронные деньги», «криптовалюта», «блокчейн и биткоин», «интеллектуальный капитал» и пр.

Таким образом, каким сегодня видится действительно «всеобщий эквивалент в его законченном виде» есть вопрос анализа общественного фонда времени во всей полноте типологической структуры объектов воспроизводства действительной жизни социума, а не только «рабочего времени».

Итак, в итоге, не только «товарный фетишизм» и «вещная видимость общественных определений труда» по Марксу вводит в заблуждение некоторых экономистов, но и фетишизм базовых объектов воспроизводства во всем богатстве его типологического разнообразия на протяжении всей истории общества вводит в заблуждение современных социологов, а для множества экономистов является непреодолимым барьером в понимании исторического восходящего развития общества по сложности.

Второй тезис, «Капитал» К. Маркса, «Глава третья. Деньги, или обращение товаров» [2,104]:

- «В этой работе я везде предполагаю, ради упрощения, что денежным товаром является золото.

Первая функция золота состоит в том, чтобы доставить товарному миру материал для выражения стоимости, т. е. для того чтобы выразить стоимости товаров как одноименные величины, качественно одинаковые и количественно сравнимые. Оно функционирует, таким образом, как всеобщая мера стоимостей, и прежде всего в силу этой функции золото – этот специфический эквивалентный товар – становится деньгами.

Не деньги делают товары соизмеримыми. Наоборот. Именно потому, что все товары как стоимости представляют собой овеществленный человеческий труд и, следовательно, сами по себе соизмеримы, – именно поэтому все они и могут измерять свои стоимости одним и тем же специфическим товаром, превращая, таким образом, этот последний в общую для них меру стоимостей, т. е. в деньги. Деньги как мера стоимости есть необходимая форма проявления имманентной товарам меры стоимости, – рабочего времени».

К этому, последнему, абзацу К Маркс даёт в сноске следующий текст:

- «Вопрос, почему деньги не представляют непосредственно самого рабочего времени, почему, например, бумажный денежный знак не представляет х рабочих часов, сводится просто к вопросу, почему на базисе товарного производства продукты труда должны принимать форму товаров, так как форма товара предполагает разделение их на товары и денежный товар».

Таким образом, исходя из типологического разнообразия базовых объектов воспроизводства на протяжении всей истории восходящего развития общества по сложности, наблюдаемые в настоящее время трансформации материально-знаковых отношений, известных на данный момент как «деньги», следует прежде всего обратить внимание и понять сам исторический момент процесса общественного развития, его базовый объект.

То есть, во-первых, ответить на вопрос, - сохраняется ли по-прежнему доминирование базового объекта действительной жизни общества как «вещи», который как продукт жизнедеятельности, труда, принимает форму товара? А, во-вторых, как следствие первого, - так ли устойчиво и сохраняется ли само историческое разделение доминирующего объекта как продукта производства на собственно товар и денежный товар?

Наконец, так ли по-прежнему актуальна общеизвестная всеобщая, можно сказать, исторически мера стоимостей, и прежде всего в силу именно этой функции, - легендарное золото, – этот специфический эквивалентный товар, ставший деньгами.

 

 

Деньги и полилогия

 

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы, утвердившей «золото-долларовый стандарт», который жестко привязал валюты 44 стран мира к доллару США (1944 г.), а доллар — к золоту, и последующая отмена «золотого стандарта», а также переход к бумажным, символическим фиатным (фидуциарным) деньгам, номинальная стоимость которых устанавливается и гарантируется государством вне зависимости от стоимости материала, из которого деньги изготовлены или находящегося в хранилище банка, - всё это подтверждает тезис о фактической трансформации материально-знаковых отношений в обществе и актуальности поставленных вопросов.

Наша действительная жизнь есть объективный воспроизводственный процесс, который совсем не ограничен только воспроизводством вещей в форме товара и товарного производства. В основаниях эндогенной внутристрановой логики метатеории исторического развития общества А. С. Шушарина «Полилогия современного мира …» [3] действительная жизнь отдельного общества в статике рассматривается как множество следующих базовых типологических объектов [4]:

- «человек» и «общая жизнь», доминирующих в эпохе человека;

- «работник» и «пространство производства», доминирующих в эпохе работника;

- «средства производства (вещь)» и «функции, технологии», доминирующих в эпохе индустрии;

- «информация» и «общественное познание», доминирующей в эпохе знания;

- и др.

Согласно полилогии каждая эпоха в своём историческом развитии проходит через две фазы, две градации (устар. – формации). Первая фаза — это градация, в которой доминирует воспроизводство объекта-предмета, а вторая фаза – это доминирование воспроизводства объекта-процесса. Так в градации капитализм, первой фазы эпохи индустрии, доминирует объект-предмет «вещь» (средства производства) в форме товара, а соответствующие материально-знаковые отношения в форме «деньги».

Вторая фаза эпохи индустрии – это градация социализм, в которой доминирует объект-процесс «функция, технология», а соответствующие материально-знаковые отношения в форме «статусов», то есть различных документов, инструкций, положений и т.п. При этом в лишь в розничной торговле присутствуют «деньги», которые обеспечивают лишь часть общего благополучения в соответствии со статусом агентов производства. Прочее благообеспечение осуществляется через общественные фонды (квартиры, путёвки и дома отдых, пионерские лагеря, медицинское обслуживание, образование и учёба, кружки и спортивные сооружения, и пр.). Поэтому уже на этапе социализма деньги выступают как некие предъявительские квитанции (документы), которые, образно говоря, не всегда можно просто так «отоварить», ибо иногда это требует дополнительных разрешений и указаний.

Таким образом, уже на этапе социализма происходит существенная трансформация «денег» относительно их традиционной формы градации капитализм. Так как социализм характеризуется обобществлением средств производства, то сама трансформация материально-знаковых отношений на этом этапе восходящего исторического развития общества по сложности вполне объяснима и очевидна, как исторический факт. Поэтому ограничимся данной оценкой развития материально-знаковых отношений и перейдём к рассмотрению последующих возможных трансформаций «денег» в условиях, с одной стороны, как бы близких к капитализму, а, с другой стороны, - в принципиально иных условиях развития объективных материальных условиях последующего исторического развития современного социума.

Ранее упоминалось, что в эндогенной внутристрановой логике метатеории последовательного исторического восходящего развития общества полилогия за эпохой индустрии следует эпоха знания. Эта эпоха доминирования следующих базовых типологических объектов действительной жизни общества: «информация» и «общественное познание».

В восходящем историческом развитии эпоха знания проходит через две фазы, - градация Информационное общество и градация Общество знания. В первой фазе, — это градация Информационное общество, доминирует воспроизводство объекта-предмета «информация» в форме контента, а соответствующие материально-знаковые отношения осуществляются в форме «торрентов». Соответственно во второй фазе (Общество знания), доминирует воспроизводство объекта-процесса «общественное познание, а соответствующие материально-знаковые отношения в форме «исследовательских статусов», то есть различных отчётных документов, предъявительские потребительские инструкции (права, квитанции) научных рангов, авторитетов, положений и т.п.

 

 

Информационное общество

 

Информонимика Информационного общества в форме «торрентов» впервые была достаточно подробно представлена в книге А. Т. Харчевникова «Теория Информационного общества …» [5]. Эта теория и последующая книга «Теория Общества знания …» были попыткой продемонстрировать возможности метатеории полилогия, заглянуть в будущее строго на научной основе, дать представление о «тощем тренде» социального развития и скупое конструктивное социальное видение этого будущего современного общества. Само же понятие «информация определяется следующим образом [5-314]:

- «информация» есть результат взаимодействия частей материи как субстанции, результат, выражающий через «изменение» (трансформацию) материального мира, структуры и процессов конкретного существования самой этой реальности субстанции или – результат, подтверждающий неизменность некой части этой реальности, либо её изменение.

Кратко, как философская категория, «информация» определяется так [5-312]: - «Информация есть результат отображения материи самой на себя».

Там же даётся следующее сравнительное заключение в отношении измерения ценности контента и товара (стоимости вещи!):

- Величина ценности контента (текущая информационная ценность) изменяется, таким образом, прямо пропорционально количеству производительного труда (жизнедеятельности), создающего впервые данный контент (информацию), и обратно пропорционально количеству потребителей, пользующихся этим растиражированным контентом, то есть обратно пропорционально тиражу данного контента.

В информационном взаимодействии богатство - «предмет», это «информация, знания» [5-366]. И не более того. В элементарной форме это информативностьпотребительная ценность», полезная информация, «текущая ценность») или, как объект обстоятельств и отношений производства, исходные данные (исходная информация, данные) – средства и предмет интеллектуального труда жизненного или производительного назначения, интеллектуальный продукт. В «информационном обмене», а точнее, в удовлетворении информационной потребности, последние (данные) выступают в общественной форме элементарного отношения, контента, с его ценностью и текущей информационной ценностью (информативностью), как субстанцией этого типа гомогенного богатства, как основы жизненного «смысла и ценности», заключающего в себе необходимый труд по производству контента.

В отличие от социально-биологического, демографического, местного и функционального взаимодействий, с их материальными знаками нечисленной «номенклатуры» (в сферах антропонимики, трудонимики, топонимики, технонимики) и неотделимостью от людей и их «рабочих мест» (кратко – имена, дипломы, прописка, документы и статусы), в информационном взаимодействии материально-знаковое отношение достаточно универсально «овеществляется» в торрентах.

Так же, как и в вещественно-продуктовом взаимодействие, «номенклатурой» самих знаков здесь фактически является обычная, мономерная числовая ось. Она, можно сказать, пронизывает всё информационное пространство, всю сферу информационимики, информационного расчёта как основы рационального поведения агентов информационного производства.

 

 

Функции торрентов и их сущность [5-409]

 

Рассмотрение форм ценности и схем движения информации, а также ряд известных положений теории труда, ещё раз подтверждают, что развитие информационного процесса и возникновение «ценностной оценки» контента через «торренты» есть исторический процесс развития самих информационных процессов в обществе, лежащих в основе, так называемой в полилогии, чистой эндогенной формы (ЧЭФ) «информационная». ЧЭФ представляет, условно говоря, соответствующую социально-воспроизводственную градацию общества в условиях существования только процессов и объектов данной типологии ЧЭФ, в нашем случае ЧЭФ «информационная». Ценность контента, а также текущая ценность контента, как уже отмечалось, выражаются, принимают законченную форму всеобщего информационного эквивалента, через некий элементарный, можно сказать, «логический» контент, обозначенный нами как «торренты». Торренты — это особый контент, с потребительной ценностью которого прочно «срослась» эквивалентная форма ценности.

Как контент, так и торренты представляют собой продукты общественного труда. Однако все контенты в условиях частной собственности на информацию как интеллектуальный продукт и как «контент средств информационного производства и коммуникаций» выступают на информационном рынке непосредственно как продукты частного труда, a торренты - как непосредственное воплощение общественного труда (всеобщий эквивалент). Очевидно, что под контентом средств информационного производства и коммуникаций (или контент информационно-коммуникационных средств производства) понимается совокупность средства труда, включающих программы, операционные системы и т.п., и продуктов труда, представляющих собою информацию, сообщения, сведения, данные, сигналы и пр. То есть всё это не вещи (товар), а интеллектуальный продукт, информация, контент.

Только через информационный обмен по текущей ценности и абсолютной ценности, то есть просто по ценности, посредством торрентов можно установить, что контенты являются, по существу, продуктами общественного труда. Иначе говоря, в процессе информационных обменов происходит учет общественного труда и жизнедеятельности в качественном и количественном отношении, средством которого служат торренты. При господстве частной собственности этот учет осуществляется стихийно за спиной производителей информационного, интеллектуального, продукта и распространителей контента, путем стихийных колебаний некого «байтажа», как торрентного выражения ценности контента. Возникновение торрентов приведёт к дальнейшему развитию форм информационного обмена. С началом практического хождения торрентов в информационном пространстве все контенты будут приравниваться к торрентам, ценность любого контента будет выражаться в торрентах. Таким образом контенты приобретают «байтаж» как «цену».

В процессе обмена ценность контентов выражается через приравнивание контентов, однако при этом изменение пропорций обмена на всех стадиях развития форм ценности может приводить к отклонениям от фактического, действительного, движения собственно ценности контентов. Это происходит потому, что пропорции обмена зависят от ценности контентов, находящихся в относительной форме ценности, и от ценности контента-эквивалента. Вследствие этого не только обстоятельства условий обмена, разумеется, и тиража, и «схемы» распространения контента, будут влиять на каждый информационный обмен, но и общее состояние информационного производства и информационного пространства обмена.

Остановимся на этом, крайне ограниченном, представлении об Информационном обществе и его категориях, так как целью данного эссе является лишь фиксация самого факта практического и теоретического проявления лишь возникновения новых материально-знаковых отношений в теории и, возможно(!), в текущей практики в образе «электронных денег», «криптовалюты», «блокчейн и биткоин», «интеллектуального капитала» и т.п.

 

(Продолжение, часть 2)

Александр Тимофеевич

ХАРЧЕВНИКОВ,

кандидат технических наук

 

Категория: Мои статьи | Добавил: polilog-s (14.03.2018) | Автор: Харчевников Александр Тимофеевич E
Просмотров: 596 | Теги: полилогия, информационное общество, биткоин, деньги
Всего комментариев: 0
avatar