Главная » Статьи » Мои статьи

«Богатство» действительной жизни общества как гетерогенного воспроизводственного процесса (начало)

«Богатство» действительной жизни общества

как гетерогенного воспроизводственного процесса

 

 

Деятельность измеряется временем,

которое поэтому становится также и

мерой объективированного труда.

 

Маркс К.

Экономические рукописи 1857-1859 гг.

 

«Тогда мерилом богатства будет уже

не рабочее время, а свободное время».

 

Маркс К., Энгельс Ф.

Соч. 2-е изд. Т. 46. ч. 2 с. 217.

 

Приведенные в качестве эпиграфа суждения, несомненно, показывают, равно как и вышеприведённая ранее в статье «О методе политэкономии К. Маркса и полилогии действительной жизни общества» («ЭФГ» №24/2017) фраза К. Маркса с характеристикой позиции А. Смита в части «абстрактной всеобщностью деятельности, создающей богатство», что объективированной мерой жизнедеятельности, ценностью и всеобщим богатством признается совокупное рабочее и свободное время. Это совокупное время жизнедеятельности общества, что очевидно, определяется численностью общества, «населения».
 

Однако монизм «товара» и соответствующего «труда» как целесообразной деятельности в образе «рабочего времени», стали «действительным исходным пунктом» гомогенной теории капитализма «Капитал», то есть монотеории одного экономического ЧЭФ-слоя общественного развития или - чистой эндогенной формы (ЧЭФ) вещественного воспроизводства, ЧЭФ «экономическая». И, по заключению К. Маркса, «вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления». Однако, вследствие этого представления, в восприятии теории возникали коллизии, вынуждающие самих классиков (Ф. Энгельс) дополнительно разъяснять, правда уже после публикации теории, что «… Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счёте является производство и воспроизводство действительной жизни».
 

Именно по этой причине теоретического рассмотрения лишь одного единственного экономического, вещественного, среза общественного развития, а не всей полилогии действительной жизни, оказалось достаточным ограничиться лишь «стоимостью» и величиной стоимости товара, которая определяется количеством труда, общественно необходимым для его производства, и измеряемого рабочим временем. При этом сам товарообмен осуществляется в соответствии с общественной стоимостью («закон стоимости»).
 

Возвращаясь к характеристике, данной К. Марксом научной позиции А. Смита, в части «абстрактной всеобщностью деятельности, создающей богатство» и «прошлого, овеществлённого труда», всё же, следует заключить, что мерой богатства и всеобщности жизнедеятельности общества является социальный фонд времени (СФВ) жизнедеятельности общества.


 

 

1.Социальный фонд времени жизнедеятельности общества

 

СФВ представляет собой некая совокупность укрупнённых эндогенных «функциональных балансов», а именно – полилогических балансов, времени воспроизводственных процессов, так или иначе, являющихся соисполняемыми в общем объёме функций действительной жизни общества, включающем структурно все виды типологических процессов. При этом отнесение того или иного воспроизводственного процесса к одному из типологических производств (ЧЭФ) будет определяться, в первую очередь, как самим типом воспроизводственного объекта, так и механизмом взаимодействия агентов производства по поводу конкретных воспроизводственных связей (обеспечивающих и обеспечиваемых).

Постоянной суммой этих балансов является, - согласно полилогии, - все социальное время общества в виде всего населения, включая младенцев и старцев, так или иначе, вольно или невольно, осознано или неосознанно участвующих в воспроизводственном процессе действительной жизни.

 

Учитывая сложную структуру воспроизводственного процесса действительной жизни, поставим ей в соответствие и подобную, адекватную, структуру социального фонда времени жизнедеятельности общества, которая складывается из фондов времени жизнедеятельности её членов.
 

В этой связи будем считать, что в каждый момент времени жизнедеятельности каждого члена общества можно выделить так называемую «основную производственную деятельность» социального индивида, допуская при этом параллельно (одновременно) выполняемые прочие виды жизнедеятельности. Это допущение никак не нарушает и не изменяет функциональный баланс, но является неким резервом, требующим в дальнейшим специальных исследований и соответствующего усложнения балансовых расчётов, используемых представлений и понятий.
 

Таким образом, полагаем, что каждый член общества от младенца до глубокого старца в течение суток непрерывно занят типологически различной основной деятельностью общества в течение 24 часов.
 

«Непрерывность» основной деятельности связана с непрерывностью самой действительной жизни, ибо жизнь социума непрерывна (континуум) и остановить её может только «смерть» самой действительной жизни, общества.
 

Итак, положим, что средний годовой численный состав населения некоторого общества в v-ый год периода существования i-ой градации составляет величину Ni(v), а годовой фонд времени одного члена общества G = (365 дней × 24 часа) = 8760 часов. Обозначенные через v порядковый год исторического времени i-ой градации (ось «годы и века») меняется от 1 до Vi (число годов существования данной градации).
 

Здесь индекс i = 1 соответствует градации «Первобытность», i = 2 - градации «Рабовладение», i = 3 – градации «Феодализм», i = 4 соответствует градации «Капитализм», i = 5 – градации «Социализм», i = 6 – градации «Информационное общество», i = 7 соответствует градации «Общество знания» и т. д. Тогда годовой фонд всего социального времени основной деятельности общества i-ой градации в vi-ом году её существования Ti(v), составит:

 

Ti(v) = Ni(v) × G.

 

Теперь разложим этот фонд социального времени i-ой градации по j-м типологическим воспроизводственным подпроцессам ЧЭФ-слоёв, обозначив эти слои ЧЭФ следующим образом: j = 1 соответствует ЧЭФ «первобытная», j = 2 - ЧЭФ «рабовладельческая», j = 3 - «феодальная», j = 4 - «капиталистическая», j = 5 - «социалистическая», j = 6 - «информационная», j = 7 - ЧЭФ «общественное познание» и т. д.

Обозначим через Fi(j, v) годовой фонд социального времени общества i-ой градации в v–ом году по j-ому типу типологической деятельности как основной деятельности (!), то есть фонд времени протекания подпроцессов j-ой ЧЭФ i-ой градации. Тогда годовой фонд (баланс) всего социального времени общества i-ой градации Ti(v) с разбивкой по j-ым типологическим видам основной деятельности составит:

 

Ti(v) = Ni(v) × G = Σj Fi(j, v) = Fi(j=1, v) + Fi(j=2, v) + Fi(j=3, v) + Fi(j=4, v) + Fi(j=5, v) + Fi(j=6, v) + Fi(j=7, v),

 

где Σj - есть знак суммы всех слагаемых Fi(j, v) по всем

заданным значениям j и заданной величине года v.

 

Определим социальный фонд времени за всё время существования i-ой градации TOi :

 

TOi = Σvi Ti(v).

 

В целом, социальный фонд времени общества по основной жизнедеятельности за всё время его существования TO будет равен сумме всех годовых СФВ «прожитых» градаций за всю историю его общественного развития:

 

TO = Σi TOi = Σi Σvi Ti(v),

 

где Σiзнак суммы всех слагаемых Ti(v) при всех заданных

целых значениях i;

Σvi знак суммы всех слагаемых Ti(v) при всех заданных

целых значениях vi от 1 до Vi.

 

 

 

2. Объектное (продуктовое) содержание богатства общества

 

Объектное, то есть предметное и процессное, содержание богатства общества вне зависимости от его общественной формы образуется потребительской и пользовательской ценностью. Одновременно эти же объекты являются носителями и меновой ценности, и ценности соответствия, ибо полезность и суть этих объектов, образующих в статике саму действительную жизнь, делает их в процессе её воспроизводства посредством межтипологических, монотипологических и видовых обменов и соответствий объектами потребительной ценности.
 

Ранее в статье «Русская «стоимость» как ценность немецкого wert» (ЭФГ № 1, 2015 г.) с обсуждением предложения Чеховского В. Я. о том, что «альтернатива заключается в первую очередь в выборе русского ценность вместо стоимость для передачи немецкого Wert», была сделана попытка кратко обозначить состав полилогической категории базовая ценность, правда, только в части базовых объектов-предметов, то есть подкатегорий соответствующих чистых эндогенных форм (ЧЭФ). Ниже приводиться весь состав объект-предметных подкатегорий, в первом предварительном приближении, понятия «ценность» как общего категориального атрибута для известного состава ЧЭФ действительной жизни общества:

 

v ЧЭФ «переломная первобытность» (базовый объект-предмет – человек, механизм взаимодействия – социально-биологическое общение, богатство – телесное здоровье, базовое взаимодействие – стадно-биологическое, материально-знаковые отношения – «свой-чужой»), подкатегория меновой ценности – жизнедеятельная сила homo sapiens)»;
 

v ЧЭФ «первобытная» (базовый объект-процесс – общая жизнь, механизм взаимодействия – духовное социально-биологическое общение, богатство – принадлежность к обществу и телесно-духовное здоровье, базовое взаимодействие – духовное социально-биологическое, материально-знаковые отношения – имя и свойство), подкатегория ценности соответствия – принадлежность «свой – чужой», «свой человек (не чужой)»;
 

v ЧЭФ «рабовладельческая» (базовый объект-предмет – работник, механизм взаимодействия – трудообмен, богатство – трудовые ресурсы, базовое взаимодействие – демографическое, материально-знаковые отношения – дипломы), подкатегория меновой ценности – (специальная) рабочая сила;
 

v ЧЭФ «феодальная» (базовый объект-процесс – пространство производства, механизм взаимодействия – соседство, богатство – натуральное богатство, базовое взаимодействие – местное, материально-знаковые отношения – прописка), подкатегория ценности соответствия – «комплектность»;
 

v ЧЭФ «капиталистическая, экономическая» (базовый объект-предмет – средства производства, механизм взаимодействия – товарообмен, богатство – вещественное богатство, базовое взаимодействие – вещественно-продуктовое (товар), материально-знаковые отношения – деньги), подкатегория меновой ценности – стоимость;
 

v ЧЭФ «социалистическая, функциональная» (базовый объект-процесс – технологии и функции, механизм взаимодействия – соисполнение, богатство – функции и технологии, базовое взаимодействие – функциональное, материально-знаковые отношения – документы и статусы), подкатегория ценности соответствия – «положение соответствия (функции»);
 

v ЧЭФ «информационная» (базовый объект-предмет – информация, механизм взаимодействия – соинформирование (информационный обмен), богатство – информация (знания), базовое взаимодействие – информационное, материально-знаковые отношения – торренты), подкатегория меновой ценности – текущая информационная ценность;
 

v ЧЭФ «общественное познание» (базовый объект-процесс – общественное познание, механизм взаимодействия – логическое соответствие, богатство – причастие к общественному познанию, базовое взаимодействие – познавательное (исследовательское), материально-знаковые отношения – исследовательский статус), подкатегория ценности соответствия – единомыслие (познавательное соответствие);
 

v ЧЭФ «философия жизни» (базовый объект-предмет – философия жизни, механизм взаимодействия – понимание, богатство – мировоззрение, базовое взаимодействие – интеллектуальный дискурс, материально-знаковые отношения – понятия), подкатегория меновой ценности – «миропонимание».

 

Меновая ценность (ценность соответствия) прежде всего представляется в виде количественного соотношения, пропорции, в которой потребительная ценность одной конкретности объекта обменивается на потребительные ценности другой конкретности, и даже другой типологии, или приводится в соответствие другой конкретности. Это соотношение постоянно меняется не только для различных пар конкретных объектов и их количеств, но в условиях различного времени, места и различных агентов взаимодействия (обмена). Поэтому меновая ценность и ценность соответствия кажутся чем-то случайным и относительным, но за этими различиями постоянно проявляется, что различные меновые ценности (или ценности соответствия) одного и того же количества объекта одной конкретности в различных обменах или соответствиях выражают нечто одинаковое. То есть меновая ценность и ценность соответствия во всех этих обменах разноколичественных и разнообразных объектов обмена и соответствия для данного конкретного объекта проявляется как некое единое содержание, выражающее нечто неизменное.
 

Это неизменное единое содержание постоянно указывает, что во всех этих обменах или соответствиях «обмениваемые пары» конкретных объектов равны, пользуясь оборотом К. Маркса, «чему-то третьему, которое само по себе не есть ни первый, ни второй» объект из этой пары. То есть этим свойством, выражаемом в таинственном «третьем», обладает каждый конкретный объект. Это третье и есть ценность.
 

Меновое отношение объектов или соответствие объектов-процессов характеризуется отвлечением от их потребительных ценностей. В пределах менового отношения объектов каждая данная потребительная ценность значит количественно ровно столько же, как и всякая другая, взятая в надлежащей пропорции.
 

Несколько сложнее только что сказанное в двух последних абзацах воспринимается для пар объектов-процессов. Здесь, как и ранее, меновая ценность, а точнее в конкретике объектов-процессов, ценность соответствия, представляется в виде количественного соотношения, пропорции, в которой потребительной ценности объекта-процесса одной конкретности приводится в соответствие потребительным ценностям другой конкретности объектов-процессов.
 

Это соотношение постоянно меняется для различных пар конкретных объектов-процессов и их количеств, то есть неких объёмов соответствующих функций. Однако за этими различиями постоянно проявляется, что различные (ценности соответствия одного и того же количества объёмов объекта-процесса (функции) одной конкретности в различных «обменных» соответствиях выражают нечто одинаковое. То есть ценность соответствия во всех этих «обменах» соответствия разноколичественных и разнообразных объектов-процессов устанавливаемого соответствия (обмена) для данного конкретного объекта-процесса проявляется как некое единое содержание, выражающее нечто неизменное.
 

Это неизменное единое содержание, как и в случае объектов-предметов, постоянно указывает, что во всех этих «обменах» соответствия приводимые в соответствие пары конкретных объектов-процессов равны, равнозначны и соответствуют, «чему-то третьему, которое само по себе не есть ни первый, ни второй» объект- процесс из этой пары. То есть этим свойством, выражаемом в таинственном «третьем», обладает каждый конкретный объект-процесс, функция. Это третье и есть ценность объекта-процесса.

 

(Продолжение в следующей статье)

Категория: Мои статьи | Добавил: polilog-s (28.09.2017) | Автор: Харчевников Александр Тимофеевич E
Просмотров: 55 | Теги: развитие, богатство, общество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar