Главная » Статьи » Мои статьи |
Общая формула-схема воспроизводственного процесса действительной жизни общества
«...Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни». Ф. Энгельс, из письма Й. Блоху, 1890 г.
Своё восприятие действительной жизни русский и советский учёный В. И. Вернадский выражает через вводимое им в научный оборот понятие «ноосфера». В известной статье «Несколько слов о ноосфере», он пишет: - «В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. … Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера"». Как отмечалось в предыдущей статье «От «Капитала» К. Маркса к «Полилогии …» А. С. Шушарина» (ЭФГ № 17, 2017 г.), уже изначально, в фундаментальной метатеории развития общества «Полилогия современного мира …», действительная жизнь общества, в отличие от «Капитала», определяется уже не через один и единственный «экономический» социальный воспроизводственный процесс «Т – Д – Т …П… Т*», а через полилогическое множество различных типологических воспроизводственных процессов. Так, например, в «Кратком курсе полилогии …» А. Т. Харчевникова упомянутое множество воспроизводственных подпроцессов записывается следующим образом.
В этих формулах-схемах воспроизводственных подпроцессов приняты следующие обозначения: Чл, ОЖ, Рбт, Пп, Т, Ф, К, Пзн, ФЖ, МР, а также ПСД и БПЧ – базовые воспроизводственные подпроцессы, соответственно, - человек, общая жизнь, работник, пространство производства, вещь (товар), функция (технологии), контент (информация), общественное познание, философия жизни, мудрое решение, а также природная среда и биологические процессы человека (питание и прочее потребление как «биологическое жизнеобеспечение»); ПОБЩ, ОБЩ, ТРД, ССД, ТО, ССП, СИФ, СОО, ПОН, ОИ и пр. – механизм взаимодействия, соответственно, - живое общение (социально-биологическое общение в онтогенезе человека), культурно-духовное общение, трудообмен, соседствование, товарообмен, соисполнение, соинформирование (свободный информационный обмен и распространение), логическое соответствие, понимание, общественный интеллект и пр.; СЧ, ФИ, Дп, Прп, Д, С, ТР, Ис, Пня, Цмр и пр. – материально-знаковые отношения, соответственно, - «свой – чужой», фамилия (имя), дипломы, прописка, деньги, статусы (документы), торренты, исследовательский статус (ранг), понятия, целостное мировоззрение и пр. В данной записи действительной жизни присутствует природная среда и биологические процессы потребления и питания, а также сама всё охватывающая вселенная. В «Кратком курсе полилогии …» в графах социально-воспроизводственных градаций (устар. – формаций) приводятся две ветви графа подпроцессов, соответствующих природной среде и биологическим процессам «потребления». Поэтому естественным развитием формульного представления композиции социально-воспроизводственных градаций стала вышеприведённая записи формул-схем чистых эндогенных воспроизводственных подпроцессов, позволяющая довести полилогическое понимание действительной жизни до понятия ноосферы по Вернадскому В. И. Это введение в пунктах 12 и 13, правда в самом общем виде, обозначения двух данных подпроцессов, хотя и весьма удаленных (лишь изначально!) от социальности рассматриваемых в «Полилогии …» воспроизводственных процессов, образует полную запись формулы-схемы «действительной жизни» и позволяет выйти на уровень её ноосферного понимания. Далее. Указанные выше чистые эндогенные подпроцессы, входящие в композицию социально воспроизводственных градаций, реализуются не независимо друг от друга, а в тесной взаимосвязи и на основе межтипологических обменных процессов. То есть не только «вещь на вещь» как в «Капитале К. Маркса, достаточно напомнить об известной метафоре обмена «сюртуков на холсты» и «полная, или развернутая, форма стоимости z товара А = n товара В, или = v товара С, или = w товара D, или = х товара Е, или = и т. д.». Для «действительной жизни» вполне реальны и такие обмены как, например, «холсты на информацию» или «сюртуки на жизнь», а «работника», например, на «мудрый совет» и т.д. И совсем уже становятся вполне тривиальными обмены, подобные товарным формам, представленным в «Капитале», но уже не «вещей», а, например, «информации» – обмен компьютерной программы обработки фотографий одного разработчика на программу обработки фотографий другого разработчика или на файл некой электронной книги. Или, например, «работы» - обещание бабушки провести воскресный вечер с внуками, родители которого собрались в театр, в обмен на помощь родителей по вспашке грядок её дачного огорода. С учётом наличия межтипологических обменных процессов в ходе воспроизводства всей «действительной жизни» в целом воспроизводственный процесс «действительной жизни» общества может быть представлен следующей схемой общего воспроизводственного процесса, отображённой на трёх фрагментах одного рисунка 1. В целом механизм взаимодействия агентов производства каждого из (частных) чистых эндогенных воспроизводственных подпроцессов полилогии связан, можно сказать, с некой типологической, специфической, формой обмена объектами воспроизводства одной типологии. Вообще же «специфичность» форм обмена объектами связана не только с их типологией, но и самим разделением объектов на объект-предметы и объект-процессы. И если для объект-предметов термин обмен объектами (предметами!) достаточно легко понимаем и воспринимаем, то восприятие и понимание термина «обмен объектами» для объект-процессов несколько затруднён и не совсем очевиден, ибо в сущности речь идёт не об обмене процессами, как таковом, а об их, скажем так, неком соответствии друг другу. То есть, например, в рыночной (экономической) терминологии «обещание бабушки провести воскресный вечер с внуками (бабушкина работа), родители которого собрались в театр, в обмен на помощь родителей по вспашке грядок её дачного огорода (работа родителей)» есть обмен услугами. В этом примере процессу-услуге «проведения бабушкой воскресного вечера с внуками» некоторым образом ставиться в соответствие процесс-услуга «по вспашке грядок бабушкиного дачного огорода родителями». Ещё более сложным в восприятии является процесс общения людей как неизменных агентов воспроизводственного процесса всей действительной жизни, то есть на самом нижнем, витальном, уровне воспроизводства жизни социума. Например, молодой человек, вставая и уступая в транспорте место пожилому гражданину, говорит, – «Садитесь, пожалуйста!». В ответ же слышит от занявшего освободившееся место гражданина: «Благодарю, спасибо!». В «Капитале» же К. Маркса описывается всего лишь чистый эндогенный подпроцесс воспроизводства базового объекта «вещь» как «внешнего предмета», для которого свойственен механизм взаимодействия агентов воспроизводства в форме «товарообмена». Итак, «действительная жизнь» есть воспроизводственный процесс той же действительной жизни на основе воспроизводственного копирования прежнего образа жизни во всей её полноте, в том числе, производственного присвоения обществом посредством (через) индивидов предметов и процессов природы и поддержания ноосферных условий существования, в рамках определённой формы общества и посредством её. Очевидно, что само упоминание общества предполагает некую общественную собственность, что согласно схеме рисунка 1 есть объект-процесс «общая жизнь», ибо до этого исторического момента, можно сказать, что «человек уже был, но общества ещё не было». И ещё. Всё, что ещё не существовало, или только что начинало возникать в сфере объектов (Объективность!) действительной жизни, есть, так называемое, «отсутствие собственности».
Рис. 1. Общая формула-схема воспроизводственного процесса действительной жизни общества
Несколько забегая вперёд, следует сказать, что путь к будущей общественной собственности на всю действительную жизнь и её базовые объекты в восходящем развитии общества по сложности состоит в последовательной смене состояний по каждой из известных типологий объектов: отсутствие собственности – частная собственность – общественная собственность (обобществлённые отношения собственности). В первом «поверхностном представлении» в процессе воспроизводства действительной жизни происходит воспроизводственное копирование прежнего образа жизни во всей её полноте, в том числе, и «копирование» производственного присвоения обществом посредством (через) индивидов или групп, предметов и процессов природы, приспособления их к человеческим потребностям и склонностям. При этом «распределение» так или иначе, устанавливает долю каждого индивида или группы в воспроизводственной деятельности и в потреблении им произведенного.
Александр Тимофеевич ХАРЧЕВНИКОВ, кандидат технических наук ст. ТИХОНОВА ПУСТЫНЬ Калужская обл.
| |
Категория: Мои статьи | Добавил: polilog-s (10.09.2017) | | |
Просмотров: 782 | |
Всего комментариев: 0 | |